Главная - Форум
Поиск   
Навигация
Главная
Новости
Кан-фу
Тайландский бокс
ВИДЕО О ШКОЛЕ
Соревнования
Статьи
Семинары
Учение Школы
Медицина Школы
Нумерология
Эзотерика
Амулеты
Фотографии
Форум
Обратная связь
Спонсорам
Ссылки
Кандидатські
Сейчас на сайте
Гостей: 16
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Зарегистрировано: 24
Наш адрес: г. Черкассы, ул. Ильина (вход со двора), тел. ,
Переживание: награда или наказание?
Переживание: награда или наказание?

Р. Ошо сказал, что «Ваши переживания это не Вы сами». В названии самой темы кроется подвох, правильнее было бы сказать, «переживание: это иллюзия награды или иллюзия наказания?». Большинство психологических теорий рассматривают наши эмоции на основе противоположностей, т. е. когда противоположности рассматриваются как качества, а не как категории. Это приводит к тому, что любой плюс это только противопоставление «минусу» - «от любви до ненавести один шаг», это видно и в понятии «амбивалентность» З. Фрейда и в противоположностях восприятия архетипов бессознательного К. Г. Юнга и т.д. А. Н. Леонтьев, психолог советской поры и буддист по восприятию реальности, говорит о «наделении явлений, людей и предметов качествами и свойствами, которыми они не обладают в действительности». В реальном мире, отделенном от «субъективного отражения объективной реальности» нашего сознания «существуют только существительные и глаголы», а прилагательные это только плод нашего ума – интеллекта. Но у этого всего есть другая сторона, которая рождает парадокс – эмоции это соль жизни, это ее топливо, огонь, энергия. Огонь, который пробуждает энергию – энергию кундалини. Основная задача видеться в том, чтобы разрешить этот парадокс и тогда каждый человек сам ответит на вопрос награда это или наказание. К разрешению этого парадокса существую различные подходы.
Тот же Р. Ошо рассматривает через понятия «слуга – хозяин», когда овладевшее нами переживание становиться нашим «хозяином», а мы, соответственно «слугой». Уходя с головой в переживание чего-то мы получаем эффект тоннеля восприятия. При этом важно и то, что это относиться и к положительным переживаниям, вспомните, сколько прекрасных глупостей рождает первая влюбленность и т.д. Ф. Петербургский говорит, что для того чтобы прожить счастливую жизнь необходимо уметь «не бояться повторения былых трудностей и не ждать повторения былых удовольствий». Во всех подходах существует некоторая грань, которую тяжело заметить и еще тяжелее за нее не шагнуть. Надо разобраться что рожает наши переживания.
Что?
Что такое наши переживания? По большому счету, не вникая в механизмы работы нашего ума – это дитя сравнения или оценивания.
Что такое наша обида – это не состоявшаяся надежда. Это то на что мы надеемся, чего ждем как награду за что-то, что нам желанно и необходимо и то, что мы получаем в реальности или как мы эту реальность увидели. Часто мы получаем реакцию благодарности, но на «другом языке», ведь кому-то для благодарности достаточно «одного взгляда», а кто-то благодарность понимает в «материальном эквиваленте» и т.д. И совсем необязательно совпадение ожидаемого и получаемого, хотя сама благодарность в принципе состоялась – в итоге обида. Интересен «парадокс женской красоты», когда милые, любимые женщины затрачивают большие усилия и проявляют огромное творчество в уходе за своей внешностью, для создания себя красивой. Интересно то, что реальным ценителем этих усилий может быть только … другая женщина, хотя усилия были направлены на мужчин. Мужчина часто замечает изменения во внешности своей женщины, если утром, уходя на работу, он прощается с блондинкой, а вечером, возвращаясь домой он встречает уже брюнетку. Но и это еще не гарантия того, что изменения, а значить старания, будут должно оценены.
Что такое страх – это оценивание степени своей защищенности пред кем-то или чем-то. Часто это только «сила привычки» бояться того, чего напугался единожды, например в детстве. Что такое злость - это разница между тем, что мы принимаем как должное, необходимое, неукоснительное к исполнению, то по что мы говорили, но нас не услышали и между тем, что произошло в реальности. Это оценивание, которое построено на принципе восприятия реального мира: есть два мнения «мое и неправильное». По этому принципу живет каждый человек, потому все люди знают, что такое злость. Что такое зависть – продукт сравнения того, что есть у Вас и того, что Вы увидели (самое смешное – услышали) у кого-то. Это сравнивание своих возможностей или того, как Вы их оцениваете и уровня Ваших запросов, который строится не на том, что Вам реально надо, а на том, что Вы переняли как необходимое (желанное) от кого-то. Список можно продолжать долго. Но возникает вопрос о необходимости избавления от переживаний. Возможно, необходимо избавиться от них вообще? Есть ли в них необходимость? Зачем они нужны?
Зачем?
Есть ли необходимость избавляться от переживаний? Ответ не однозначный: и да, и нет. Если мы рассуждать о том, что от отрицательных переживаний надо избавляться, а положительные (приятные) пусть будут, то мы попадем в тупик. Во первых на положительные – отрицательные делим их мы сами, а потому в этом случае, рискуем попасть в разряд «вечно улыбающихся идиотов». Во–вторых именно отрицательные переживания часто становиться мощным стимулом к развитию, к достижению чего-то. В-третьих, все, что приносит положительные переживания сегодня, завтра могут принести отрицательные. Не зря говорят, что любовь заканчивается в тот момент, когда «милые шалости» переходя в разряд «невыносимых привычек». Крылья влюбленности возносят в облака, и желание пребывать там долго, заставляет нас завышать требования к предмету нашей любви. Чем выше полет, тем выше требования и тем, соответственно сильнее боль, от падения с вершины чувств. Опять же, перечислять можно долго.
Переживания, скорее, надо делить на созидающие и разрушающие нас. В развитии человек проходит активность трех И: инстинкт, интеллект, интуиция. Благодаря переживаниям рожденных инстинктом мы выживаем как человечество, происходит продление рода – они созидают. Но бывает, что они и разрушают от чрезмерности, когда внешне зрелая личность живет одними инстинктами. Интеллект – это утончение инстинкта до разумности и чувственности – это созидающие переживания. Но бывает, что интеллект, который не может воспринимать реальность вне системы отсчета (формы), начинает определять формой все и вся. Понять это просто – попробуйте объяснить как это «вода мокрая» или слепому с рождения - «этот цвет синий» и т.д. – принцип «загадок» Дзен Буддизма. Благодаря интеллекту инстинкт утончается от полового влечения до любви, но эта любовь двояка, она существует не как состояние, а как чувство, а потому от нее один шаг до ненависти. Любовь интуитивная является наградой самой себе, она уже не ограничена «одним предметом любви», она является состоянием и проявляется ко всем и ко всему. Конечно, необходимо сказать о самом главном – добраться до такой любви можно, только найдя Духовного Учителя. Через доверие к Учителю человек может найти путь доверия к себе, выйти за рамки интеллектуального и инстинктивного. Духовный Учитель – это не тот кто разделит на созидающие и разрушающие переживания, помните еще Иисус говорил «Не делайте меня тем, кто делит …». Духовный Учитель это тот, кто даст метод, способ человеку самому разобраться во вех своих переживаниях и устремлениях. Возникает последний вопрос, если мы хотим избавиться от каких-то переживаний, тогда как это сделать?
Как?
Как нам избавиться от ненужных нам, по нашему мнению переживаний? Вопрос банальный до глупости. Он настолько прост, что на него … трудно найти ответ. Советов на эту тему дано много, разработано много теорий и методик. Одни говорят – «необходимо повысит самооценку», но, повышая самооценку, Вы автоматически будете повышать и уровень своих притязаний. «Понизить самооценку», но Вы не получите того, что можете получить. Жить будет проще, если избавиться от самооценивания, но опять же это проще сказать, чем сделать. Другие учат самовнушению: я красивая, я богатая, я умная и т.д. Но наступит момент, когда Вы посмотрите в зеркало или рядом окажется кто-то другой. Наступит момент, кода Вы посмотрите в свой кошелек или чей-то другой и т.д. – и тогда иллюзия спадет и самовнушение не поможет. Кто-то учти глубоко дышать в моменты переживания. Кто-то не дышать вообще и т.д.
В каждом случае Вы имеете дело с состоявшимися переживаниями или, занимаясь самовнушением, Вы «не отпускаете их вообще», Вы с ними постоянно носитесь. Потому лучше, но не проще добраться до причины их возникновения. Путь этот не простой и долгий, он практикуется годами в традиции Ваджраяны, Дзен Буддизма и других школ и направлений. В этой статье мы покажем только несколько практик – предельно простых и очень действенных, основанных на опыте обыденной жизни большинства людей. Первая это «пять вопросов», но перед тем, как ее дать, необходимо маленькое отступление.
У маленьких детей есть определенный период, когда они становятся «почемучками». Их интересует все: «почему небо голубое?», «почему трактор красный?», «почему это надо, а то не надо?» и т.д. Тот, кто проживал это на собственном опыте или наблюдал за этим со стороны, мог заметить, как часто злятся взрослые на эти бесконечные «почему и зачем». Они делают вид, как будто дети им мешают, отвлекают от важных дел, они делают очень много, для того, чтобы не отвечать на вопросы детей. Почему? просто они не знают на них ответы, а точнее не хотят их знать, они не хотят задумываться над вещами, которые воспринимаются как «само собой разумеющееся». Папы любят поумничать, показать свое знание химии или физики объясняя, почему небо синее. Синее оно потому, что этот цвет решили назвать синим! Взрослый живет в иллюзии научных знаний, которые до сих пор не могут объяснить, почему, когда кипит вода, образовываются пузырьки, почему летает самолет, ведь он тяжелее воздуха и т.д. Наука описала все проявления этих явлений, но что они собой представляют, она не знает.
Практика «Пять вопросов»
Однажды я опаздывал на одно мероприятие и потому торопил свою четырехлетнюю дочку: «Настюша, одевайся быстрее, я опаздываю». «А почему?» не замедлила с вопросом Настя. «Я сказал, что мы с тобой приедем ровно в два часа. Нас будут ждать». «А почему?». И в этом вопросе я вдруг услышал другой: «Что случиться если мы опоздаем – не взойдет завтра солнце, остановиться время. Что случиться?». И я понял, что ничего не случится, даже если мы не приедем вообще. Все, чем занимаются взрослые, как самым необходимым – они же и придумали, а это всего лишь игра. Только дети играют «понарошку», а взрослые «в заправду», т. е. жестоко и жестко. Как сказал один мудрый человек «Ваши гуманисты, для того чтобы высушить слезы одного голодного ребенка уничтожают целые народы и расы». Вот вам и родилась хорошая практика. Как только Вы чувствуете , что подкатывают эмоции – переживания по какому-то поводу – спросите сами у себя пять раз подряд «А зачем?» или «Почему?». Сколько не пробовал и не спрашивал у тех, кто практиковал это сам – редко кто добирается до пятого вопроса, обычно все затихает на третьем или четвертом «почему?».
Практика «Охота на лису»
Любой человек ежедневно, ежечасно, ежеминутно испытывает эмоции. Они наполняют нашу жизнь некоторой красочностью, ощущением содержания. Обычно человек тянется к хорошим (приятным) переживаниям и старается избегать (как это иногда кажется) плохих (тяжелых). Есть люди, которые испытывают «положительное проживая отрицательное». Но в теме данной практики это не определяет ее суть. В данной практике необходимо уйти от деления на плохое и хорошее, потому что это всегда субьективное оценивание самой личности (что одному приятно – другому отвратительно).
Эмоция рождается от иллюзии нашего восприятия. К примеру, оценив что-то как «хорошее», мы сразу строим прогноз относительно возможности свершения данного события (положительные эмоции), а когда прогноз (надежда) не сбывается (а он всегда сбывается не так, как бы нам хотелось), мы получаем, к примеру, обиду (не состоявшуюся надежду) – т. е. отрицательные эмоции. Как положительные, так и отрицательные эмоции всегда суживают «коридор нашего восприятия», его масштаб, до узкого коридора одной эмоции - радости или страдания.
Кроме того эмоции (их высота, глубина, сила) возбуждают энергию чакр соответствующего уровня, т. е. имеют непосредственное влияние на тонкое тело человека, изменения которого всегда дают «отпечаток» на физическое тело и становятся причиной многих болезней телесных. Есть целая наука, изучающая данный феномен – соматопсихолгия.
Потому оставив деление на плохое и хорошее (они одинаково действуют на тонкое тело человека) скажем, что есть эмоции от переживания прекрасного и остальные. Переживание прекрасного – это медитативное состояние, не требующее ни комментариев, ни словесного выражения, ни критики – это своего рода внутренние озарение, но об этом отдельный разговор. Нас в данной практике интересуют «остальные» эмоции.
Эта практика не случайно содержит два названия, это две, в чем-то схожие между собой практики. Но практика «Найди своего хозяина» необходима, когда есть положительный опыт работы с практикой «Охота на лису».
Охота на лису - это не тотальное наступление на всю богатую эмоциональную мозаику человека. Она всегда выборочно направлена на каждый конкретный случай, это приобретение личного опыта, т. е. истинного знания. Есть определенный вид эмоциональных реакций, которые «не перешибешь обухом» - яркие, сильные, часто повторяющиеся, которое невозможно «избежать» …потому, что к ним тянет. Вы их не оседлаете сразу, они часто «многослойные»: есть страх, а есть страх испытать чувство страха и т. д. Они часто способ реализации вашего общения: Вам кажется, что Вы их избегаете, а на самом деле Вы их ждете, т. е. идете им на встречу, заворожено, как лягушка на ужа.
Опыт у каждого будет свой, но, пытаясь предугадать некоторые ошибки, укажем на некоторые правила.
1. Практики не следует начинать с жестких ситуаций эмоционального реагирования, которые описаны выше. Не трогайте «монстров» Вашего сознания, Ваша первая практика может оказаться неудачной, а такой опыт может стать «программой на неудачу» для последующего опыта.
2. Единство противоположностей. Все лучше всего рассматривать в сравнении, это привычно нашему уму. Надо найти пару, пусть и не противоположных (радость – злость), но и не одинаковых ситуаций, вызывающих эмоции (ожидание небольшой радости (сюрприза) – ожидание небольшого разочарования).
3. Лучше всего находить ситуации видимого эмоционального реагирования в «новых ситуациях» или не так часто встречающихся – их обычно не надо искать, жизнь преподносит их с избытком. Назовем их «отношения незнакомых людей, в знакомых ситуациях»: общение в транспорте, в магазине, на детской площадке, в школе и т. д.
4. Радость – победа на «охоте» - это тоже эмоция. Любая «большая победа» сегодня становиться повседневностью завтра. Полученная победа - это начало следующей, а не окончание этой.
5. Не следует останавливаться, но и не следует искать. Одержав несколько побед, не следует «расслабляться», в сознании каждого человека содержаться сотни, а то и тысячи «эмоциональных коридоров», которые стали настолько привычными, что давно нами не различаются. Просто наступит момент, когда вы будете различать «лису» без поиска. Это не просто описать, но это становиться понятным с появлением личного опыта.
6. Избегать слабости и беречь силу. Это одно из наиболее важных правил. Что такое «слабость»? Слабостью можно считать бегство от ситуации эмоционального реагирования, которую Вы уже смогли различить, но не можете оседлать. Слабость это и комментарий ситуации: «Я то вижу, что ты злишься, и потому злю тебя специально!». Происходит иллюзия перемены мест охотника и лисы – ведь Вы все равно реагируете, просто меняется тип реагирования. Это и сдерживание эмоций «под контролем». Не следует сдерживать, необходимо различать, осознавать эмоции. Если Вы осознаете эмоцию (поймали лису за хвост), но она уже родилась – отреагируйте обычным способом, это уже положительная практика. Вообще слабость – это любое проявление «остальных» эмоций на высоком уровне, если это проходит неосознаваемо Вами. Ваша «охота на лису» - это только Ваша «охота на лису» - лиса не должна знать, что появился охотник, иначе она сменит тактику. Потому комментарий «охоты на лису» кому-то - это тоже слабость. Когда вы станете «профессиональным охотником», а так Вас может определить только профессиональный охотник, Вы можете поделиться техникой охоты, но не ее опытом.
Во время охоты Вы обретаете силу, магическую силу взаимодействия между людьми, но силу необходимо беречь. Ею нельзя пользоваться в корыстных целях, для достижения Вами реализации ваших «приятностей» и т. д. О ней не надо рассказывать, хвастаясь перед кем-то, Вы теряете больше, чем получаете. Не определять себя, как профессионального охотника, это может делать только профессиональный охотник, но хочется Вас заверить в том, что профессиональный охотник в этом просто не нуждается.
Есть большое количество техник продуктивного поведения, их разрабатывает психология, они помогают в одних ситуациях, и бесполезны в других. Они дают или временную, ситуационную победу, или иллюзию таковой. Эта практика является моделью, на которой можно создать 100 других моделей. Охотник за лисой - это наблюдатель, это хозяин себя, своей силы, но он может стать и архитектором своих взаимоотношений с окружающими, если возникнет необходимость в этом. Стать архитектором очень интересно (через этот соблазн проходят все), но в архитектуре нельзя быть абсолютно искренним, естественным, она подразумевает наличие некоторого напряжения. Стать архитектором, относительно движения в социальной иерархии, будет полезно, необходимо жить и выживать.
Теперь непосредственно техника практики.
Наблюдение эмоций. Это медитация на развитие принципа заложенного в абсолютную медитацию - “присутствие в моменте жизни” или “здесь и сейчас”. Состоит из 5 этапов, и хотя они всегда необходимо совмещаются начинать надо с первого. Опыт получения первого, это первый опыт. При углублении в медитацию их будут сотни, а может и тысячи.
1 этап - “ различить лису или называть вещи своими именами”. После каждого случившегося явления в жизни, общении и т.д., которое сопровождалось подъемом эмоций, вне зависимости от их положительности или отрицательности – определять их четко перед самим собой: я разозлился, я увлекся чем-то и не увидел того-то, я был чрезмерно обрадован и т.д. Наиболее просто это делать по истечении дня, суеты дел. Можно просто лечь, расслабиться и совершить «повторное проживание событий», не убегая от поднимающихся эмоций. Вы помните, что Вы наблюдатель, зритель со «стороны» и такое восприятие себя не даст «захлестнуть волне».
2 этап - “поймать лису за хвост”. Пробовать определить такие переживания уже не после какого-то времени, а в момент их возникновения. Признаться себе честно: “мне хочется вот - этого: потому я говорю вот - это” “меня это злит, потому что этот человек говорит не то, что хочу слышать” и т.д. На этом этапе нет необходимости глубокого анализа, или чего-то подобного – просто честно сознаться, прокомментировать.
3 этап - “подстеречь лису у норы”. Научиться видеть или определять начало этих эмоциональных переживаний. Проще всего на уровне физиологических изменений, привычных действий: учащения дыхания или просто смена его ритма, положения тела и его членов (когда радуюсь то “руки в брюки” и т.д.), мимика и пантомимика, изменение тональности голоса, “ком” к горлу, привычное движение (нервничаю к пр. – покусываю губу и т.д.) и множество других предвестников надвигающихся эмоций. Такое подстерегание лисы обычно либо снимает волну совсем, либо она становиться заметно ниже (особенно хорошо видно в сравнении с прошлым или со схожим, если есть пара)
4 этап - “найти другой выход из норы”. Различение того, что вызывает всплеск эмоций. Одни и те же слова, сказанные разными людьми, вызывают разную реакцию, часто за этим кроются наши симпатии или антипатии к людям. Часто эмоции это не реакция на сами слова, - (“что говорит”), а на ту причину, которая (как нам кажется) является причиной этих слов (“почему он это говорит”), часто причина в том, что мы ждем одного, а получаем другое в итоге – обида. Обида это не состоявшаяся надежда. Часто причина эмоций в том “как он это говорит” к пр. восхищается тем, что по нашему мнению, не достойно внимания, делает то, что по нашему мнению, делать нельзя и т.д. и т.п.
5 этап - “заманить лису в ловушку”. Научиться сотрудничать играться с тем, что раньше вызывало эмоции. Тогда вы становитесь соучастником игры, а не игроком. К пр. вы отследили что некий знакомый специально заводит разговор на тему, которая вас злит, и если в прохождении 4этапов вы получили стойкий положительный опыт, вы не видимо для него ему подыгрываете, показывая туже искреннюю злость, вы наблюдаете как он попадает в ту ловушку, которую приготовил вам.
В каждом этапе есть момент тонкости для описания, которых (всех осознанных и неосознанных явлений психики) понадобится много времени и места. А так как каждый человек индивидуален и переживает свой индивидуальный опыт, то смысла пытаться все предугадать нет.
Практика «Найди своего хозяина»
«Найди своего хозяина» - это собственно поиск ситуации эмоционального реагирования, но это поиск радости. Профессионалный охотник находит радость в том, что случайно обнаруживает своего хозяина. Хозяин – это и есть ситуация в которой происходит такое эмоциональное реагирование, при котором охотник становиться (незаметно для себя) заложником этих эмоций. Он на время реагирования становиться слугой хозяина – ситуации. Потому цель практики, обнаружив своего «хозяина» сделать из него «слугу».Эта практика действенна при наличии опыта «охоты», когда лис осталось не так уж много, потому, что они срослись с сознанием и плохо различимы. Это уже даже не поиск, а следование по Пути, во время которого обнаруживаются те вещи, которые мешают, которые не были обнаружены раньше. Если охота на лису – это более межличностные отношения, то найди своего хозяина – это более как движение вообще: занятия, труд, практики, быт, отдых и т. д.

Глущук Сергей Васильевич
Логин
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.